Подведены итоги конкурса «Лучшие практики работы с одаренными детьми»

Образовательный центр «Персей» продолжает целенаправленную работу по формированию на территории Иркутской области системы работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми.

Одним из важнейших направлений в рамках системы является выявление и тиражирование лучших практик работы с такими детьми.

В мае 2022 года подведены итоги конкурса «Лучшие практики работы с одаренными детьми», который состоялся в два этапа: отборочный и заключительный.

Для участия в Конкурсе подали заявки 115 педагогов. Конкурсные работы оценивала утвержденная экспертная комиссия, состоящая из 19 человек. В ее состав вошли представители Регионального института кадровой политики, вузов, педагогические и руководящие работники Иркутской области.

Очный этап Конкурса состоялся 28 апреля 2022 года на базе Регионального института кадровой политики. Для участия в нем по итогам отборочного этапа были приглашены 22 педагога Иркутской области.

В рамках данного этапа участники рассказали о своих практиках работы с одаренными детьми, ответили на вопросы экспертов и других участников.

Так, учителем английского языка из МКОУ «СОШ № 10» г. Нижнеудинска, Шестаковой Светланой Викторовной, ставшей впоследствии победителем по номинации: «Лучшая практика работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными детьми общеобразовательной организации», была представлена конкурсная работа: «Лингвистический фестиваль детского творчества «Вавилон».

Педагогом было отмечено, что «С воспитательной точки зрения, фестиваль — явление многогранное, гибкое, динамичное, удивительное по своей структуре и культурно-содержательной наполненности. Фестиваль, как коллективно-групповая деятельность, ближе всего стоит к интересам детей, выражает зону их ближайшего развития, их мироощущение. Фестиваль рассматривается, прежде всего, в качестве мощного средства гуманизации воспитательного процесса. В ходе педагогически целесообразно организуемого фестиваля активно взаимодействуют педагоги и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень творческого сотруднического взаимодействия».

Фестиваль, о котором рассказывал педагог, имеет лингвистическую направленность и включает смежные области дисциплин: история, обществознание, литература, музыка, география. Он проходит в несколько этапов на протяжении всего учебного года: конкурс чтецов, конкурс песенных исполнителей, конкурс по страноведению.

Победителями по номинации: «Лучшая практика работы с одаренными, талантливыми и высокомотивированными обучающимися организации дополнительного образования детей» Панцевич Екатериной Павловной (старшим методистом МБУДО города Иркутска ДДТ №2) и Чуруксаевой Тамарой Яковлевной (методистом МБУДО города Иркутска ДДТ №2) была представлена практика: «Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования».

В конкурсной работе отмечено, что «Цель индивидуальных образовательных маршрутов — создание условий для оптимального развития одаренных детей. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения ребенка к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности».

Индивидуальные образовательные маршруты в Доме детского творчества № 2 реализуются с 2015 года. За это время педагогами приобретен большой опыт работы с одаренными детьми, создан банк данных программ и методического обеспечения, отслеживается путь творческого роста и становление ребенка в дальнейшей профессиональной деятельности.

Текущий учебный год является продолжением большой успешной работы с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам. В 2021 — 2022 учебном году реализуются девять ИОМ:

  • «Звонкие голоса» (художественная направленность/вокал);
  • «Творчество и я» (художественная направленность/изобразительное творчество);
  • «Спортивная аэробика» (спортивная направленность);
  • «Легкая атлетика» (спортивная направленность);
  • «ЭкоВики — 2» (экологическая направленность);
  • «Рампы цирка 21» (спортивная направленность);
  • «Вдохновение» (художественная направленность/изобразительное творчество);
  • «Мастера информационного жанра»       (социально — гуманитарная направленность/ журналистика);
  • «Мастерство» (спортивная направленность/ шахматы).

Интересной и актуальной в данной номинации также стала конкурсная работа педагогов дополнительного образования МБУДО города Иркутска ДДТ №2 Юдина Геннадия Максимовича, Ковалева Сергея Валерьевича и Ковалева Александра Валерьевича.

Они представили свою программу: «Образовательная практика работы с одаренными обучающимися в шахматном объединении».

Объединение ведет образовательную деятельность по комплексной программе физкультурно-спортивной направленности «Учитесь играть в шахматы», включающей пять модульных преемственных программ, каждая продолжительностью один год:

  • «Первый шаг — Дебют»;
  • «Второй шаг — Миттельшпиль»;
  • «Третий шаг — Эндшпиль»;
  • «Четвертый шаг — Тактика»;
  • «Пятый шаг – Стратегия. Индивидуальный образовательный маршрут «Мастерство».

Так реализуется принцип систематичности и последовательности обучения. Дети обучаются по программе в возрасте от 5 до 18 лет и этот момент учитывается при комплектовании групп. По завершении цикла, дети, проявившие выдающиеся способности и высокий уровень мотивации к занятиям, переходят на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.

Авторы программы указывают, что «Данная практика отличается воспроизводимостью и может быть использована другими образовательными организациями для выявления и развития талантливых и одаренных детей – в этом заключается ее практическая значимость».

Необходимо отметить, что и большинство остальных представленных конкурсных работ имеют практическую значимость и уникальность и, при соответствующих условиях, могут быть использованы в других образовательных организациях региона.

В настоящее время лучшие практики, отмеченные экспертной комиссией, размещены на сайте Образовательного центра «Персей» (Региональный конкурс «Лучшие практики работы с одаренными детьми» 1 марта – 30 апреля 2022 г. — Образовательный центр «Персей» (perseusirk.ru).

Со списком победителей Конкурса можно ознакомиться на сайте Образовательного центра «Персей» (Приказ-итоги-Лучшие-практики.pdf (perseusirk.ru)).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *