Школьники Иркутской области разрабатывают научные проекты по сомнологии

Что происходит с человеком во сне? Как работает мозг во время отдыха сегодня пытались выяснить участники профильной смены на своем первом занятии по сомнологии. Новый учебно-исследовательской курс «Введение в сомнологию. Физиология и патология сна» для одаренных детей Приангарья запустил Образовательный центр «Персей». Десять лучших старшеклассников по результатам конкурсного отбора в течение двух недель будут изучать науку о сне. Обучение будет проходить на базе ФГБНУ «Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека».

— Идея создания этого курса возникла у наших молодых учёных и вместе со специалистами «Персея» мы разработали программу. Сегодня не каждый регион может похвастаться таким уникальным проектом. Наш регион имеет серьезные академические структуры в области науки. И когда происходит коллаборация науки и образования, это дает серьезные результаты в работе. Такой профильной образовательной программы для детей нет ни в одном образовательном центре нашей страны. С ребятами будет работать большая команда из терапевтов, пульмонологов, нейрофизиологов и  нейропсихологов, — подчеркнула директор Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук Любовь Рычкова.

На вводном занятии ребятам необходимо было смоделировать ночное исследование в лаборатории Центра. Где один из участников был в роли пациента другой-врач. Задача – с помощью датчиков, которые считывают показания с головного мозга, следить за его работой и качеством сна. Как поясняет врач функциональной диагностики, врач-педиатр, ведущий научный сотрудник лаборатории Ольга Беседина, в последствии ребята сами научатся анализировать все фазы сна и представят собственные проекты. А также смогут выстроить правильный режим сна и бодрствования и помогут это сделать своим родственникам и друзьям.

— Я хочу более подробно узнать все о физиологии сна, так как от его качества зависят и другие важные функции организма. Это важно научиться контролировать свой сон. Хотя сама я проблем с ним не испытываю. Но бывает часто, что ложусь поздно и встаю рано. В свое время я написала даже научно-исследовательскую работу о биоритмах человека. Поэтому эта тема мне близка, — делится участница смены из Ангарска Анастасия Беседина.

В распоряжении ребят современные системы для полисомнографии. С их помощью школьники смогут исследовать функциональное состояние организма человека во время сна, записать основные показатели этого состояния – электрокардиограмму, электроокулограмму, электромиограмму, зафиксировать положение тела в разных фазах сна. Например, движения спящего, храп, дыхательную функцию, движения грудной клетки и брюшной стенки при дыхании, сделать общую видеозапись поведения человека. Кроме того, ребята научаться проводить респираторный мониторинг, который  позволит оценить дыхательный поток, храп, частоту пульса, насыщение крови кислородом, нарушения структуры сна.

Преподаватели курса – сотрудники лаборатории сомнологии и нейрофизиологии, врачи-педиатры, врачи функциональной диагностики, неврологи. Программа обучения состоит из трех блоков. Первый из них — теоретические занятия с элементами нейробиологии, нейрофизиологии, нейрохимии сна, патологии и экологии сна. Второй — практические занятия, направленные на освоение методик, применяемых в лаборатории сомнологии и нейрофизиологии. Два занятия будут проходить в режиме сна. Ребята будут спать — с 20.00 до 08.00 прямо в лаборатории сомнологии и нейрофизиологии. А специальные приборы и датчики будут следить за работой мозга. Завершится же курс научно-исследовательской работой по выбранной тематике с использованием оборудования лаборатории.

От благополучия сна зависит качество нашей жизни. Здоровье, активность, иммунитет наших детей тоже формируется благодаря правильному сну. Сомнология — это огромная область знания, которая практически каждый день пополняется новыми открытиями, бурно развивающаяся, высокотехнологичная и инновационная. Поэтому мы решили дать детям возможность совершить свои первые открытия и в этой науке, — сказала руководитель регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области «Образовательный центр «Персей»» Любовь Волченко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *